Разработка и регистрация товарного знака
Что такое товарный знак?
Товарный знак - это средство индивидуализации товара. Например, название лекарственного препарата.
Знак обслуживания – это средство индивидуализации работы или услуги. Например, название парикмахерской, строительной фирмы, медицинского центра.
Правовое регулирование товарного знака и знака обслуживания практическо одинаковое. Зачастую для удобства оба объекта называют «товарный знак».
Товарный знак представляет собой символ, обозначение, которое позволяет индивидуализировать и отличить товар одного хозяйствующего субъекта от товара другого хозяйствующего субъекта.
Товарный знак позволяет отличить собственный оригинальный товар от остальной однородной массы товаров на рынке, отличить яркое, стильное от «серости», интересное от скучного. Товарный знак дает возможность производителю привлечь внимание потребителей к свой продукции и увеличить объем продаж.
Как правило, в качестве товарных знаков регистрируют словесные обозначения (название фирмы, название товара, доменное имя), изобразительные товарные знаки - логотипы, фирменный стиль.
Зачем регистрировать товарный знак?
В современной экономике вопросы создания, использования и распоряжения исключительным правом на товарный знак имеют важное значение. Зарегистрированный товарный знак позволяет хозяйствующим субъектам:
- уверенно выйти на рынок со своим товаром, работой, услугой, не нарушив интеллектуальные права третьих лиц;
- защитить инвестиции в бизнес – конкуренты не смогут зарегистрировать название Вашего бренда на себя раньше Вас;
- поставить барьер от копирования и «паразитической» недобросовестной конкуренции;
- рекламировать, продвигать свою продукцию на внутреннем и внешних рынках;
- масштабировать бизнес за счет предоставления франшиз, поскольку товарный знак является неотъемлемым компонентом комплекса прав по договору коммерческой концессии;
- поставить исключительное право на товарный знак на бухгалтерский баланс, тем самым увеличивая имущество и стоимость бизнеса.
Подбор и проверка товарного знака
Как известно, от выбора названия бренда (товара, работы, услуги) зависит успех продаж.
Придумать красивое, благозвучное название для бренда непросто. Для этого нужно иметь в штате умных, креативных людей с хорошей фантазией и хорошим вкусом, либо нанимать специализированное нейминговое или брендинговое агентство.
Однако, далеко не всегда придуманное название подойдет для целей регистрации товарного знака. Все хотят слова покороче, покрасивее, но зачастую они уже «заняты» конкурентами.
Далее, нужно определиться с перечнем товаров, работ и услуг, в отношении которых планируется регистрация товарного знака. Для регистрации товарного знака все товары и услуги сгруппированы в определенные классы Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).
Разобраться самому в хитросплетениях этого классификатора непросто: французы составили нагроможденный классификатор товаров и услуг, непонятный для клиентов и даже для юристов по гражданскому праву.
Только после того, как подобрано название и определены классы товаров и услуг можно переходить к проверке обозначения на охраноспособность и новизну.
Проверка товарного знака включает два этапа:
1) Проверка по формальным критериям (так называемые «абсолютные основания» для отказа в регистрации товарного знака)
2) Проверка товарного знака на новизну (на тождество и сходство до степени смешения с более ранними товарными знаками).
Существуют формальные требования к обозначениям, претендующим на право быть зарегистрированными в качестве товарных знаков. Данная проверка проводится Роспатентом с использованием сети Интернет, поисковых систем Google, Яндекс, словарей, переводчиков, справочников.
Так, например, в товарном знаке не должно быть указано название страны или города, например, Россия, США, Китай или Москва.
Не допускается регистрация в качестве товарного знака обозначения, представляющего собой название валюты, например, биткоин.
Проверка по формальным критериям проводится нами оперативно в течение 1-2 дней и бесплатно.
Проверка товарного знака на новизну (тождество и сходство до степени смешения) представляет собой проверку по открытым и платным базам зарегистрированных и заявленных на регистрацию товарных знаков.
По итогам проверки формируется отчет, который дает оценку шансов на положительный итог регистрации товарного знака. Проверка на тождество и сходство до степени смешения занимает 1-3 рабочих дня.
Проверка на тождество и сходство до степени смешения является платной, поскольку доступ к базам является платным.
Регистрация товарного знака
После того, как название бренда проверено по всем параметрам можно приступать к процедуре регистрации товарного знака.
Для регистрации товарного знака от клиента необходимы файл обозначения (изображение товарного знака), описание обозначения, перечень товаров и услуг с учетом МКТУ, реквизиты и доверенность на представителя.
Заявочные документы на регистрацию товарного знака подаются нами в электронном виде через сайт Роспатента. Этот способ наиболее удобный и предоставляет клиенту скидку 30 процентов по оплате патентных пошлин.
Размер патентной пошлины за регистрацию товарного знака по одному классу с учетом 30 % скидки составляет 23 100 руб.
Срок регистрации товарного знака составляет в среднем 6 месяцев.
Заявочные документы рассматриваются в 2 этапа:
1) Формальная экспертиза. Она заключается в проверке правильности оформления документов и оплаты патентной пошлины
2) Экспертиза обозначения. Заявленное обозначение оценивается на его соответствие требованиям законодательства.
По окончании процедуры регистрации Роспатент вносит в государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания запись о государственной регистрации товарного знака и выдает свидетельство на товарный знак.
Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет, затем в последний год действия товарного знака необходимо подать документы на его продление и оплатить патентную пошлину.
Продлевать действие товарного знака можно бесконечное число раз. Данное обстоятельство делает исключительное право на товарный знак практически «вечным».
Зачем нужен патентный поверенный для регистрации товарного знака?
1. Патентные поверенные лучше подготовлены, чем обычные юристы по вопросам, связанным с правовой охраной и защитой интеллектуальных прав. Они проходят специальное обучение на знание законов и подзаконных нормативных актов в сфере интеллектуального права, аттестацию и регистрацию в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент).
Патентные поверенные, как правило, имеют дополнительно техническое или естественно-научное образование.
Техническое образование необходимо не только в сфере патентного права, но и в сфере права на товарный знак. Необходимо иметь широкий кругозор знаний в различных точных и гуманитарных науках, жизненного опыта, чтобы провести анализ какого-либо обозначения на предмет охраноспособности товарного знака, знать потребительские свойства, технологию выпуска товара, в отношении которого планируется регистрация товарного знака. Необходимо хорошо отличать болт от винта, кислоту от щелочи. Нужно иметь опыт производства, продаж или потребления товаров, указанных в Международной классификации товаров и услуг.
Предрегистрационный анализ - наиболее сложная аналитическая работа, которая позволяет спланировать процесс регистрации товарного знака и избежать ошибок в виде отказов в регистрации.
2. Иностранные лица вправе вести дела с Роспатентом только через патентных поверенных, аттестованных и зарегистрированных в Российской Федерации (ст. 1247 Гражданского кодекса Российской Федерации). Даже если иностранные лица сами все знают и умеют, закон не позволяет им подавать документы напрямую в Роспатент без участия патентного поверенного РФ.
3. Роспатент осуществляет надзор за качеством оказываемых ими услуг. Клиенты могут жаловаться на их работу в Роспатент, в результате чего патентный поверенный может понести наказание в виде предупреждения. Это страхует клиента от потерянных денег, поскольку он уверен, что работа (услуга) будет выполнена качественно. На обычного юриста клиенты могут только подать иск в суд. Поэтому обычный юрист не боится нарушить права клиента по договору.
4. Патентные поверенные при оказании патентно-юридических услуг вправе запрашивать сведения у гос.органов и организаций для оказания услуг по договору (ст.4.1 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 316-ФЗ "О патентных поверенных"). Данное право помогает собрать доказательства при регистрации товарного знака и защите прав на товарный знак в органах исполнительной власти и суде.
5. Любые сведения, полученные патентным поверенным от доверителя охраняются институтом тайны патентного поверенного. Эту информацию не могут запрашивать государственные органы, за исключением случаев прямо предусмотренных другими законами.
6.Доверенность, выданная на патентного поверенного, не требует нотариального заверения. Специальная норма права (ст.4 Федерального закона от 30.12.2008 N 316-ФЗ "О патентных поверенных") отменяет действие ст.185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данное обстоятельство избавляет клиента от дополнительных затрат и хлопот.
7.Патентный поверенный в силу прямого указания закона (ст. 3 Федерального закона от 30.12.2008 N 316-ФЗ "О патентных поверенных") вправе проводить экспертизу, участвовать в качестве эксперта и специалиста в административных и судебных спорах. Заключение эксперта - дополнительный довод в пользу принятия решения для клиента.